Импрессионистские городские пейзажи Парижа, 1860-1900

Во второй половине 19 века город Париж претерпел ряд реформ, которые повлияли на его внутреннюю морфологию, с целью преобразования французской столицы в самый современный и мощный европейский мегаполис. Наполеон III назначил Хауссамна ответственным за этот амбициозный проект-позже названный «Париж Хаусмана» — проект, рассматриваемый вместе с Барселоной Идельфонсо Серды как лучший пример европейского урбанизма 19-го века, очень критикуемый функционалистом Ван Эстереном, который назвал его «картонным урбанизмом».

В этом модернизирующем толчке Париж стал любимым живописным мотивом самого современного и мощного живописного направления той эпохи — импрессионизма. От Мане до Кайботта, от Ренуара до Писсарро и даже «не такой импрессионист», как Ван Гог, выбрали новый Париж в качестве городского мотива своего искусства.

the Paris plain exhibited in the International Exhibition of 18781: Парижская равнина, выставленная на международной выставке 1878 года (авторы: Логеро и Готье), показывающая морфологию Парижа и вмешательства Хаусмана.

Главным пунктом в проекте Хаусмана было перепроектирование дорожной системы, очевидной демонстрацией чего являются бульвары. Далекий от гламурного и буржуазного значения сегодняшнего дня, Осман проектировал эти величественные дороги с очевидной военной целью: его большие размеры позволяли организовывать движение войск.

Gustave Caillebotte: L'homme au balcon, Boulevard Haussmann2: Гюстав Кайбот: L’homme au balcon, бульвар Хаусман (1880, частная коллекция). Хотя он не так знаменит, как некоторые его современники-Моне, Ренуар.- Кайботт, возможно, художник, который лучше всего изобразил Париж конца 19-го века и его величественные бульвары. Кайботт играет с перспективой и фокусирует взгляд зрителя на» величии » великого бульвара.

Pierre-Auguste Renoir: Les grands boulevards 3: Пьер Огюст Ренуар: бульвары Les grands (1875, Philadephia Art Museum), полное видение Парижа Хаусмана художником, который редко использовал его в качестве мотива для своих работ. Ренуар перенес нас на точку зрения Парижского прохожего, позволив созерцать здания, обсаженную деревьями улицу и уличную мебель, показывая в левом углу уличный фонарь, мочалку и скамейку, на которой беззаботный человек читает газету.

Важным моментом проекта Хаусмана, связанного с коммуникациями, была трансформация железнодорожных станций, рассматриваемых как центральная часть города. Железнодорожные вокзалы Парижа в 19 веке считались «символами современности», одним из любимых мотивов многих художников-импрессионистов.

Claude Monet: La Gare de Saint-Lazare4: Клод Моне: «La Gare de Saint-Lazare» (1877, Париж, Орсе), импрессионистский шедевр, описанный в третьей выставке импрессионистов журналом «l’Homme libre» как: «истинное чудо». Кисть Моне олицетворяла не только движение, цвет и активность, но и радость. Это незабываемо. Станция, конечно, полна шума-визга, свиста, — слышимого сквозь путаницу облаков серого и голубого дыма. Это живописная симфония.»

Таким образом, железнодорожные станции также были важной частью иконографии импрессионистов. И среди всех них Вокзал Сен-Лазар (Gare de Saint-Lazare) сконцентрировал в себе все характерные элементы современного Парижа : активный и оживленный вокзал, окруженный величественными бульварами и мезонами , с ультрасовременным мостом Европы, новой парадигмой стальной архитектуры. Символ индустриального и республиканского будущего, микрокосмы стали и железа, станция была мотивом для некоторых из лучших художников того времени.

Gustave Caillebotte: Le Pont de L'Europe, 1876

5,6: Гюстав Кайбот: Le Pont de L’Europe, 1876 г. (Музей дю Пети-Пале, Женева) и Клод Моне: Le Pont de L’Europe в Гар-Сен-Лазар, 1877 г. (Париж, Музей Мармоттан), две разные версии одного и того же места. В то время как Кайботт подчеркивает строгость и чистоту стальной архитектуры, Моне квалифицирует ее, затеняя ее среди дыма станции.

Claude Monet: Le Pont de L'Europe in the Gare Saint-Lazare, 1877Хаусман предвосхищает многие десятилетия функционалистских теорий, подчеркивающих важность больших перекрестков как агглютинационных точек движения и поворотных точек в новом городском порядке.

Camille Pissarro: La Place du Théâtre Français, 1898

7: Камиль Писсарро: La Place du Theatre Francais (1898,  Музей искусств округа Лос-Анджелес) или не всегда успешная попытка навести порядок в хаосе. Писсарро повторил эту необычную перспективу во многих своих картинах последних лет.

Резиденция в Париже Хаусмана была основана в «Maison de Raport», иерархии высот и социальных классов, что придавало Парижу унитарный вид. Таинства фасада имели решающее значение в этот век.

Vincent van Gogh: View of Paris from Meudon8: Винсент Ван Гог: Вид на Париж из Меудона (1886, Амстердам, Музей Ван Гога) пожалуй, самая импрессионистская из всех картин Ван Гога, по сравнению с реальной панорамой с того же холма. Часть единства в высоте была утрачена, частично из-за появления новых зон назидания (La Defense) и новых вмешательств, таких как Башня Монпарнас.

Зеленые насаждения также претерпели значительные изменения, будучи разделены на линейные элементы (обсаженные деревьями улицы и бульвары) и городские парки (экстерьеры, интерьеры и площади). Этому вмешательству очень подражали в других европейских городах.

Edouard Manet: Races at the Bois de Boulogne

9: Эдуард Мане: гонки в Булонском лесу (1862, частная коллекция), энергичное и динамичное представление самых важных парижских зеленых зон, предназначенных для отдыха граждан великой метрополии.

Уличная мебель уникальна в Париже, поскольку она задумана как фундаментальный элемент городского проекта, имеющий ключевое значение в городском ландшафте. Газетные киоски, скамейки, мочевые. Очень важной частью являются уличные фонари, сделавшие Париж первым европейским городом с общественным освещением.

Vincent van Gogh: Montmartre, 1886 10: Винсент Ван Гог: Монмартр, 1886 г. (Чикаго, Художественный институт Чикаго), или как уличные фонари можно рассматривать как конститутивный элемент городского пейзажа (и картины)

Camille Pissarro: Boulevard de Montmartre11: Камиль Писсарро: бульвар Монмартр (1897, Мельбурн, Галерея искусств Виктория) или живописное свидетельство «величия» городского проекта Хаусмана: общественное освещение на многих уровнях, газетный киоск и скамейки, выровненные и оснащенные монументальным бульваром Монмартр. Необычная точка зрения, организованная сливающимися линиями дорог и деревьев, дает зрителю непосредственное понимание городского пейзажа.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *